Название проекта: «ЛУК – наш друг!»
Вид проекта: познавательно-исследовательский (для детей первой младшей группы 2-3 года).
Продолжительность: краткосрочный (1 месяц).
Актуальность: на сегодняшний день проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного человека. В воспитании и обучении детей дошкольного возраста используется много приемов и методов для решения этой задачи, но наиболее перспективным является метод проектной деятельности.
Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность. Городские дети не очень тесно общаются с природой. Они, конечно же, знают растения и животные, обитающие рядом с ними. Но не все дети видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных видах и с различной целью. Проект даст возможность детям задуматься: как растет лук, какие условия необходимы для его роста и чем же он полезен. Умение самим посадить репчатый лук, ухаживать за ним, вырастить лук зеленый, пронаблюдать, как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в любое время года, вселяет в них чувство гордости и победы. А самое важное – это хороший способ употреблять в пищу собственные экологически чистые продукты.
Таким образом, проект направлен на расширение знаний детей об овоще – лук, формирование знаний об уходе за растениями, на осознание детьми значимости овощей в жизни человека.
Проблема:
Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике?
Чем может быть полезен лук?
Что можно делать с луком?
Цель проекта: исследование полезных свойств лука. Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях. Узнать о его пользе. Заинтересовать этапами проведения опыта, активизировать у ребенка инициативу, внимание и память.
Задачи:
1) Знакомство детей с процессом посадки лука. Воспитание у детей желания участвовать в трудовой деятельности.
2) Закрепить представления о луке, особенностях внешнего строения, находить «донце» с корнями и верхушку.
3) Вызвать у детей интерес к конкретному объекту - луку, через стихи, загадки, проектно- исследовательскую деятельность.
4) Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц.
5) Наблюдать за изменениями роста луковиц в контейнере с почвой.
6) Учить детей ежедневно ухаживать за луком в комнатных условиях.
7) Привлечение родителей к активному участию в проекте. Заинтересовать их жизнью детского сада.
8) Научить детей видеть результат своего труда. Получить положительные эмоции от полученных результатов.
Место проведения: групповое помещение детского сада.
Объект исследования: репчатый лук.
Материалы: земля, лук, вода, нож, контейнеры для посадки, лейки для полива, палочки для рыхления земли.
Методы работы: наблюдения, беседы, эксперименты, продуктивные виды деятельности.
Ожидаемый результат:
- Дети узнают о том, что лук – источник витаминов.
- Дети познакомятся с процессом посадки лука и научатся выполнять простейшие трудовые операции, необходимые при этом.
- У детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях контейнере с почвой.
- У детей обогатится словарный запас за счёт слов (донце, луковица, шелуха).
- Познакомятся с поговорками, пословицами, загадками, стихами о луке.
- Узнают где, и в каких целях можно использовать лук.
СОДЕРЖАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
1 этап - подготовительный
- Подбор семян (луковиц).
- Подготовка почвы для посадки лука.
- Приобретение контейнеров для посадки лука.
- Подбор художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки о луке.
- Подборка иллюстративного и демонстрационного материала о луке.
- Создание дидактических игр «Вершки – корешки», разрезные картинки «Овощи, фрукты, ягоды».
- Консультация для родителей «Польза лука».
2 этап - основной
- Рассматривание и изучение посадочного материала.
- Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение лука», «Вкус и луковые слёзы».
- Беседа «Что нужно растениям для роста?».
- Загадывание загадок, чтение стихотворений о луке.
- Совместная деятельность: посадка лука и уход за всходами.
- Продуктивные виды деятельности: лепка - «Лучок наш дружок!», раскрашивание - «Лук – наш друг», рисование – «Лук от семи недуг».
- Дидактические игры «Вершки – корешки», разрезные картинки «Овощи, фрукты, ягоды».
- Домашнее задание родителям и детям – просмотр и обсуждение мультфильма «Лунтик. Лук».
3 этап - заключительный
- Подведение итогов - выставка коллективной работы «Лук - наш друг!».
- Дегустация зеленого лука.
- Игра средней подвижности «Расти, лучок!».
Анализ:
- В процессе реализации проекта дети научились сажать лук и ухаживать за ним.
- В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука, отметили его пользу.
- Дети познакомились с художественной литературой о луке: поговорки, стихи, загадки.
- У детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях. Дети наглядно убедились в том, что для хорошего роста нужна вода, солнце, тепло.
- Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.
- Благодаря проведенной работе, дети узнали, в каких целях можно использовать лук.
- Домашнее задание способствовало более тесному взаимодействию между родителями и детьми.
|