Воскресенье, 05.05.2024, 16:40

Сайт Светланы Кутахиной

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Ребенок и природа
22.08.2017, 22:06

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Ребенок и природа»

 

Уважаемые родители!

Дошкольный возраст – особенно важный момент в жизни любого человека. Новообразования, приобретенные в этом возрасте, закладывают основу формирования благополучной личности в будущем. Знакомство с окружающим миром – это наиболее доступная форма познания окружающей действительности. У детей совершенствуются анализаторы (слуховой, зрительный), развиваются различные виды мышления, дошкольник учится мыслить логически, обозначать причинно-следственные связи, делать обобщения, общаться в процессе осуществления совместной деятельности. На данном этапе через знакомство с природой закладываются зачатки трудового, физического, нравственного и эстетического воспитания.

Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» – это формирование духовно-нравственной личности.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания основано на определённой системе базовых ценностей и должно обеспечивать, усвоение их воспитанниками. Одной из таких ценностей является воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Осознанное правильное отношение к природе основывается на понимании связи растений, животных с условиями среды обитания, специфики живого и его самоценности. Такого осознанного отношения в раннем возрасте еще не может быть. Задача взрослых помочь детям накопить первый багаж ярких, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.

Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир. Он тянется к красивому и яркому.

Все это он может увидеть в природе, и все это для него впервые, все удивляет и радует.

Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь.

Как это происходит?

Вот малыш взял в руки птичье перо, чтобы полюбоваться им, и тут же слышит резкий крик: «Брось эту грязь сейчас же».

Присел возле лужи, чтобы рассмотреть интересных жучков, которые там плавают. И тут же следует панический возглас: «Отойди от лужи. Испачкаешься и простудишься!».

И вместо красочного, веселого мира ребенок видит перед собой серый асфальт.

А взрослые должны помочь ребенку в освоении элементарных природоведческих знаний, в развитии желания и умения познавать мир природы.

На этой основе воспитывается заботливое отношение ко всему живому в ближайшем окружении: и к травке, цветочку, дереву, птичке, и к своим сверстникам и взрослым. Поэтому так важно специально учить малыша всматриваться, любоваться, радоваться и восхищатьсякрасотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы.

Недостаток конкретных ощущений (цветовой гаммы, звуков, запахов и т. д.) ведет к эмоциональной и духовной бедности.

Постоянное общение ребенка с природой дает заметный оздоровительный эффект, снимает психологическую напряженность, помогает снять стрессы и агрессивность, настраивает на доброжелательноеотношение ко всему живому.

 

Какие методы приобщения ребенка к природе наиболее эффективны?

Прежде всего постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природыв сочетании поисковыми действиями, чтением детских книг, использованием поговорок, потешек, с музыкальной деятельностью,

Процесс приобщения маленького ребёнка к природе должен осуществляться в интересной игровой форме, эмоционально, вызывать радостное, веселое настроение, удивление от узнавания нового и от первых успехов. Все это поможет детям легче и лучше познать свойства, качества, признаки объектов природы, простейшие связи и отношения.

Наиболее близки для детей комнатные растения. Интерес к растениям проявляется у ребенка чаще всего, когда взрослые привлекают его внимание к ним, наблюдают их вместе с малышом. На первый взгляд растения неподвижны и безжизненны. Такими их видит ребенок. Взрослые могут показать ему своеобразие жизни растений, их красоту, ради которой их и содержат в доме. Комнатные растения очень разнообразны: они различаются по внешнему виду стеблей, листьев, цветков, их окраске, форме, величине, количеству и др. В каждом своя красота и неповторимость.

При этом нужно обращать внимание на состояние растений при уходе за ними. Частое наблюдение за растениями позволяет ребенку сделать для себя открытие, что общий вид растения (цвет, размер его листьев, цветков) — показатели «здоровья», состояния растения. Растение — живое существо. Когда ребенок научится понимать состояние растений, он будет «сочувствовать» им, помогать, проявлять заботу. Взрослый привлекает ребенка к совместной поливке, содержанию растений в чистоте. Это уже первая действенная помощь «зеленым друзьям». Малыши познают окружающий мир непосредственно, практически.

Наблюдение - сложная познавательная деятельность, она только зарождается в раннем возрасте и осуществляется как совместная деятельность взрослого и ребенка.

Главное в наблюдении — создать эмоциональный настрой, общее радостное впечатление.

Итак, знакомство маленького ребенка с зеленым царством дома формирует первые эмоционально-этические представления о жизни «зеленых друзей», способствует развитию наблюдательности, интереса, воспитывает бережное, гуманное отношение к растениям.

Животные привлекают внимание ребенка своей подвижностью, динамичностью, издаваемыми звуками и другими интересными проявлениями (что и как едят, как передвигаются, где живут). Большинство детей пытаются вступить с ними в контакт. Разнообразные жизненные проявления животных позволяют ребенку рано понять, что это живые существа. Животные нравятся детям многообразием окраски, размеров, форм, движений (яркая красивая бабочка привлекает окраской, птичка — полетом, звуками). Встреча с животными вызывает у ребенка, как правило, радость, оживление, удивление. Взрослые не только знакомят детей с животными, но и учат относиться к ним бережно и внимательно.

Необходимо помнить о том, что общение детей с животными не должно быть стихийным, бесконтрольным. Ребенок еще не знает, как правильно общаться с животным, может нанести ему и себе вред. Поэтому взрослые помогают детям в общении с животными, чтобы оно не было опасным ни для животных, ни для ребенка.

У ребенка 3-х лет есть целый мир — «мир за окном». Он притягивает к себе, зачаровывает малыша. Из окна можно наблюдать за животными, их движениями, например за вороной, сорокой или голубем. Вместе с ребенком взрослый рассматривает, что они делают. Однако большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Ни картина, ни рассказ не заменят живого общения с ней. Поэтому так важно ввести ребенка в природу с самого раннего возраста. Выходя на прогулку, родители должны осознавать, что для их детей это начало путешествия в большой, многообразный мир. Природу важно видеть, воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие ее форм, красоту красок, звуков, движений, запахов. Это и формирует первый (начальный) сенсорный опыт ребенка, основу для интеллектуального развития. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Проявления природы в каждое время года разнообразны, прекрасны и удивительны.

Утром, когда идете в детский сад или вечером, возвращаясь домой, учите детей замечать состояние погоды. Важно вызвать у ребенка живой интерес к изменениям, происходящим в природе.

                                            http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/3/51150_ea6841b9f54a34aef8947693d884ddfe.jpeg.jpg

С самого раннего возраста дети могут увидеть, заметить эти особенности в природе, их перемены. Обогатить ребенка яркими впечатлениями от разнообразия, красоты природных явлений, научить всматриваться, любоваться и восхищаться природой, проявлять пытливость и наблюдательность, беречь и заботиться об окружающей природе — вот благородная задача взрослых.

С первых шагов ребенка каждым своим действием взрослый обязан закладывать в его сознание понимание того, что духовная и физическая жизнь человека неразрывно связана с природой.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: kutsvetlan
Просмотров: 231 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar